Даниэле Рондони, зубной техник, Савона, Италия С 2020 года сотрудничает в качестве зубного техника-консультанта в компании MESA, производителя стоматологических сплавов, в Брешии.
Сейчас очевидно, что уровень исследований и новых технологий с каждым днем достигает все более высоких стандартов, что позволяет компаниям разрабатывать материалы и технологии, которые становятся все более эффективными в нашем секторе.
Для нас, зубных техников, очень важно знать характеристики и поведение предлагаемых материалов, чтобы
дать более объективную техническую и продуктовую рекомендацию стоматологу, который, в свою очередь,
часто сталкивается с важным клиническим выбором для своего пациента. Таким образом, как зубные
техники, мы должны постоянно расширять предлагаемый спектр материалов и решений, учитывать разные
потребности пациентов и,
соответственно, наших клиентов-стоматологов, особенно в области
протезирования, где стандарты совершенства, достигнутые с помощью современных материалов, обязывают
нас искать идеальное решение с учётом всех возможных вариантов. Сегодня это относится и к
недрагоценным стоматологическим сплавам, где такие компании, как MESA, благодаря новым
технологическим процессам производства обеспечивают нас высококачественными
сплавами для
различных показаний, которые позволяют использовать новые цифровые технологии, доступные нам сегодня
в лаборатории или в сочетании с надежными аналоговыми методами.
Цели
Цель данной статьи – ответить на актуальные вопросы с помощью клинико-технических научных данных, чтобы внимательнее рассматривать наиболее передовые материалы с точки зрения оптических и механических свойств, следовательно, не только керамику, но и оксид циркония и композит нового поколения. Необходимость расширения наших знаний о материалах, несомненно, обусловлена постоянно растущими клиническими требованиями как к эстетике, так и к функциональности.
Растущее число случаев, решенных на имплантатах типа мостовидные имплантаты «Toronto Bridge», и поиск процедур, упрощенных как с клинической, так и с технической точки зрения, а также необходимость упрощения операций как в зуботехнических лабораториях, так и, прежде всего, в стоматологических кабинетах, где упрощенное повторное вмешательство, обслуживание и, прежде всего, долговечность, являются ундаментальными аспектами успеха наших методов лечения и решений.
Цифровые процессы, безусловно, способствуют развитию технологий в лаборатории и улучшению контроля и, следовательно, точности готового продукта, но, безусловно, остается важным сочетание этих новых технологий, особенно когда требуются пассивные и высокоточные конструкции из сплавов.
Методом изучения 4 клинических решений «Toronto Bridge», основанных на различных клинических требованиях и, следовательно, приводящих к 4 разным техническим протоколам, требующим использования разных сплавов в зависимости от требуемого винира или последовательности рабочих операций, определяемой клиницистом, как по аналоговой, так и по цифровой технологии.
Случай 1 – Керамический раствор на каркасе из литого сплава с полностью аналоговым методом
Получив аналогичный оттиск (Рис. 2), мы приступаем к дальнейшей разработке прецизионной модели в гипсе 4-го класса и области десны из резины (Рис. 3).
Особое внимание уделяется созданию каркаса из композитной смолы в соответствии со строгим протоколом пассивации по методике «Доктор Уайт», предусматривающей стабилизацию конструкции за счет усадки красной смолы (Рис. 4).
После стабилизации каркаса и соединения всех элементов имплантата можно приступать к термовосковому моделированию опорной анатомии керамического винира (Рис. 5).
Для трансформации в Cr-Co сплав для керамизации традиционным способом в последние годы, несмотря на цифровую
эволюцию, наблюдается эволюция техники литья после открытия высокой эффективности техники
«моноспин», характеризующуюся формой «ба-
кена» резерва в тепловом центре,
чтобы лучше управлять фазами охлаждения сплава (Рис. 6).
Мы выбрали сплав MESA MAGNUM SPLENDIDUM Рис. 7 Тип 3 с CTE 14,2–14,4, который обеспечит стабильную и
комфортную керамизацию с керамикой EX3 Noritake и идеальную стабильность, благодаря высокой твердости по
Виккерсу 273 HV10 и устойчивости
к нагрузке 361 МПа.
Для того, чтобы точно подогнать под мастер-модель, необходимо провести стабилизацию и гомогенизационную термообработку сплава в керамической печи (Рис. 8, 9).
После обычных проверочных тестов в полости рта пациента мы можем приступить к керамическому опакированию каркаса после обработки поверхности каркаса, пескоструйной обработки диоксидом алюминия и затем оксидирования в керамической печи (Рис. 10, 11).
Мы можем приступить к этапам наслоения керамики и обжига, соблюдая при этом цвет и форму.
Важным фактором будет проверка прилегания после керамики (Рис. 12–13).
Ключевым фактором является стабильность сплава, который гарантирует точное прилегание даже после различных обжигов керамики. Благодаря своему составу и структуре, выбранный сплав MESA гарантирует точную и пассивную теплоотдачу в фазе одновременного охлаждения керамики, что следует проверить с помощью «Шеффилдского теста» (Рис. 14).
Стабильность должна быть подтверждена даже после фаз полировки в печи, чему способствует высокое качество сплава MESA в сочетании с соблюдением протокола термической обработки после литья (Рис. 15–18).
Кроме того, получается высокая степень механической полировки открытых участков металла, полученной простым и эффективным способом, чтобы гарантировать также бактериальную защиту (Рис. 19–20).
Случай 2 – Слоистый керамический раствор на каркасе из сплава Cr-Co, полученный с помощью системы Cad-Cam
Рабочая процедура изначально была аналоговой с разработкой точных мастер-моделей из гипса 4-го класса (Рис. 21, 22).
Имея в распоряжении технологию Cad-Cam, мы приступаем к созданию цифрового проекта, который мы превращаем в прототип, для проектирования в данном случае фрезерованного каркаса из сплава, который является анатомическим результатом прототипа, протестированного и одобренного врачом (Рис. 23).
Как мы уже писали, сегодня очевидно, что новые системы Cad-Cam гарантируют надежную поддержку производству в зуботехнической лаборатории не только для «белых заготовок», таких как полимеры и цирконий, но также и для металлических заготовок (Рис. 24).
В нашем опыте мы находим интересным использование диска Cr-Co фирмы MESA MAGNUM SPLENDIDUM для фрезерования. Тип 3, для такого рода каркасов, который благодаря своему CTE 14,2–14,4 идеально подходит для керамических виниров EX3, где сочетание твердости по Виккерсу 273 HV10 и устойчивости к нагрузке 361 МПа гарантирует высокую стабильность (Рис. 25).
Подобные металлические конструкции оказываются чрезвычайно точными и пассивными на имплантатах, благодаря стабильности, обусловленной качеством специального сплава MESA; но прежде всего в данном случае решающее значение имеет стабилизирующая термообработка, способная устранить механические напряжения, накопленные конструкцией на этапах фрезерования (Рис. 26, 27).
После термической обработки и адаптации проводятся клинические испытания перед нанесением керамической облицовки (Рис. 28).
Сочетание синтетической керамики EX3 Noritake и сплава Cr-Co обеспечивает надежный рабочий протокол, в котором проявляются эстетическая маскировка, а также пассивная стабильность при многократном обжиге в конце лабораторных операций (Рис. 29, 30).
Для этого типа решения важно воспроизвести также розовую область десны, как мы видим после обработки (Рис. 31, 32).
Решения такого типа могут обеспечить эстетику в сочетании с функциональностью, но также требуется отличный гигиенический контроль со стороны пациента и обслуживание со стороны гигиениста (Рис. 33, 34).
Случай 3 – Решение с прессованным композитным составом, наложенным на каркас из титанового сплава с полным цифровым потоком
Предсказуемость результата становится все более необходимой в стратегии протезирования и, конечно, в таких серьезных методах лечения, как «Toronto bridge», становится обязательным заранее дать «реальные гарантии» нашей работы (Рис. 35).
Цифровые системы, как на этапе проектирования, так и на этапе планирования имплантации, всегда представляют собой несколько стабильных фаз рабочих протоколов, например, точное воспроизведение проекта в начале работы, создание временного прототипа, который затем должен быть воспроизведен с помощью постоянного материала. На следующих клинических примерах мы увидим важность проектов и прототипов для лучшей доработки (Рис. 36).
После получения цифрового слепка наша рабочая процедура будет выполняться в цифровом формате (Рис. 37, 38). Затем мы переходим к 3d-печати моделей с гнездами для соответствующих и выделенных аналогов (Рис. 39, 40).
Для лучшего прилегания в шарнире и в устройствах для прессовки композита мы предпочитаем боксы с гипсовой основой (Рис. 41, 42).
Сплавы MESA могут быть очень полезны для построения ключей проверки моделей (Рис. 43). После фиксации их на модели с помощью небольшого количества текучего композита , врач может протестировать посадку этого устройства, проверить верность модели в полости рта пациента (Рис. 44).
Все более надежное проектирование конструкций с помощью новейшего программного обеспечения, способного обрабатывать первоначальный временный прототип, гарантирует для морфологического направления воспроизведение даже очень сложных виртуальных моделей, анатомических структур, необходимых для идеального и предсказуемого окончательного решения с композитным виниром (Рис. 45, 46).
В последнее десятилетие титан и его сплавы стали широко использовать для изготовления эндооссальных имплантатов. Поэтому для опорных конструкций протезных коронок и мостов стоматологи могут рассматривать титан и его сплавы как достойную альтернативу традиционным благородным и неблагородным металлам; это связано с их преимущественными физико-химическими свойствами в качестве основ для композита на имплантате, который способствует надежной химической адгезии. По этой причине выбор пал на титановый сплав MAGNUM HYPERONE тип 5 с отличными механическими характеристиками, благодаря его плотности 4,43 г/см3, твердости по Виккерсу 312 HV10 и устойчивости к нагрузке 880 МПа (Рис. 47).
Наложение эстетического композита происходит путем последовательного прессования, сначала дентина, а затем эмали, с помощью специальных прозрачных муфелей, которые обеспечивают эффективную фотополимеризацию даже в самых глубоких областях (Рис. 48–49).
Для винира был использован композит Micerium, который – благодаря своим оптическим свойствам и
высокому механическому качеству – является идеальным инструментом для сложных решений на
долгосрочных имплантатах (Рис. 50). Более того, учитывая объем
данного типа решения,
необходимо иметь в наличии композит «Pink» для участков десны, которые могут быть
скорректированы непосредственно в полости рта в случае неэстетичного рассасывания (Рис. 51).
Поэтому мы можем добавить, что благодаря широкому распространению композита в стоматологических кабинетах, можно с легкостью предлагать постоянные решения с использованием композита. Возможность стратификации позволяет стоматологу вмешаться непосредственно в кабинете, чтобы эстетически завершить как белую, так и розовую части, что также способствует более простому решению проблем и, прежде всего, с меньшими затратами для пациента (Рис. 52, 53).
Механические качества, ценимые в прямых и непрямых консервативных методах, теперь находят все большее применение в имплантатах, идя навстречу биомеханическим потребностям пациента. Это оправдывает использование такого эстетического и универсального материала, как композит, который легче поддается ремонту или повторному вмешательству в протезы, закрепленные на имплантатах. Ключевым аспектом такого рода решений является долгостойкость или точнее обслуживание протеза непосредственно в кабинете стоматолога (Рис. 54, 55).
Безусловно, возможность повторной полировки, модификации или ремонта в кабинете обеспечивается универсальностью композитного материала, гарантирующего модулированную регенерацию работы даже спустя годы, с учетом контроля биомеханическими потребностей пациента (Рис. 56).
Случай 4 – Собранное решение из многослойных коронок, приклеенных
на каркас из сплавленного
сплава Cr-Co, в цифровом режиме работы
После получения аналоговых слепков мы приступаем к разработке мастер-моделей и силиконовой части (Рис. 57, 58).
Кроме того, в соответствии с протоколом, изготавливаются ключи из плавленого сплава с приспособлениями t-base, блокируемыми текучим композитом (Рис. 59, 60).
Поэтому важным этапом является проверка модели путем контроля ключей во рту и на том же приеме будет проведен эстетический и функциональный тест прототипа, который часто также используется в качестве временного (Рис. 61, 62).
Утвердив проект, мы приступаем к разработке цифрового проекта для построения анатомического каркаса (Рис. 63–65).
Каркас фрезеруется из специального ортодонтического воска MESA для метода Cad-Cam, который является очень точным при фрезеровании и очень стабильным при винировании (Рис. 65–67).
В этом случае мы выбираем сплав Mesa (Рис. 68), который не будет керамизироваться, но должен отвечать
требованиям точности, стабильности во времени и жесткости, способной выдержать нагрузку,
передаваемую с приклеенных коронок из диоксида циркония. Затем
мы переходим к фазам литья с
помощью уже описанной моноспиновой техники (Рис. 69).
Выбор основы каркаса из сплава Cr-Co (Рис. 70, 71), связан с важным требованием повторной обработки и ремонтопригодности каркаса. И в этом случае, при повторной обработке или сварке мы можем использовать сварку Mesa для сплавов Cr-Co, которая позволяет нам легко соединять структурные части (Рис. 72, 73).
Теперь необходима еще одна операция CAD для моделирования отдельных коронок, которые будут отфрезерованы из оксида циркония Katana STML (Рис. 74, 75).
После эстетической микроукладки нанокерамических слоев на коронки следует приклеить их к каркасу, (Рис. 76), а затем на десневой участок наносятся розовые слои «Pink» (Рис. 77–79).
Готовая работа в полости рта после фиксации и функциональной проверки (Рис. 80, 81).
Другой вид мостовидного решения «Toronto bridge», собранного с помощью многослойных коронок из диоксида циркония на каркасе из сплава MESA Cr-Co и десневой области. Этот тип коронок, помимо стабильности и долговечности, гарантирует быстрое и простое повторное вмешательство в любое время, для регенерации протеза пациента (Рис. 82).
Статья опубликована в журнале «Зубной техник» № 3 Февраль 2021